Тела пассажиров превратились в пепел
Очевидцы падения Ту-154 до сих пор не могут отойти от ужаса
С небольшого пригорка место трагедии видно как на ладони: в овраге на выжженном участке разбросаны три двигателя, остатки хвоста и фрагменты обшивки. Все остальное сгорело.
Украинские спасатели, работавшие на месте трагедии, говорят, что опознать можно лишь несколько тел погибших и одного из членов экипажа самолета. Остальные люди превратились в пепел.
Одним из свидетелей падения Ту-154 был пасечник Геннадий Урасов. Лайнер рухнул всего в трехстах метрах от его пасеки.
- Здесь, возле поселка Сухая Балка, дожди бывают редко. Но во вторник была очень сильная гроза, я давно такой не помню. Неожиданно я услышал страшный гул. Поднял голову и обомлел: на меня падал самолет! Его крутило в воздухе, как жернова мельницы, но я не видел, чтобы он горел. Я бросился бежать куда глаза глядят, даже обувь потерял. Потом услышал хлопок и удар о землю. Аж оглох. Наши, кто видел, как самолет падал, сбежались к месту трагедии, чтобы попытаться кого-то спасти. Но даже близко к нему нельзя было подойти, так жарко горел...
По словам очевидцев, уже через 20 минут после падения Ту-154 на место приехал специалист Донецкого аэропорта, который сообщил спасателям точные координаты места трагедии. Позже приехали пожарные. Но вплотную подобраться к самолету они не смогли - начался сильный ливень, склон холма размыло, и тушить пожар пришлось, качая по рукаву воду из озера. Керосин из разбившегося самолета тушили 10 пожарных машин.
К 17 часам 23 августа из-под обломков удалось извлечь фрагменты тел 150 погибших. В черных полиэтиленовых мешках спасатели увозили их в Донецк. Там проведут опознание.
- Я восемь лет работаю в МЧС, но такого никогда не видел, - признался один из спасателей. - Дети и их матери буквально сплелись в одно целое. Тела жутко обгоревшие. На лицах - ужас...
Эксперт по авиапроисшествиям Вячеслав Соломатин: Он слишком высоко поднялся
- Судя по имеющимся данным, которых, конечно же, пока недостаточно, вырисовывается одна главная версия. Когда пилот приблизился к грозовому фронту, он решил обходить его «высотой». То есть, грубо говоря, перелететь сверху. Набрал 11 700 метров, что для этого класса воздушных судов нормально. А дальше могло произойти что угодно. Вероятно, высота оказалась слишком большой для веса самолета. Возможно, борт вошел в более теплое воздушное течение (чем ниже температура - тем лучше для самолета), а под брюхом - гроза... Словом, скорее всего, произошло «сваливание в неуправляемое падение». В таких случаях борт обычно делает пару витков по спирали, а потом уходит в штопор.
ДРУГИЕ ВЕРСИИ
Угол атаки был крут
При переходе через грозовой фронт самолет взял слишком крутой угол атаки. В условиях сильной турбулентности это привело к сваливанию борта с последующим вхождением в штопор. На 3 тысячах метров у экипажа получилось выйти из штопора и принять горизонтальное положение, но вертикальная скорость падения самолета была столь высока, что он буквально плюхнулся плашмя на склон оврага.
Ту-154 падал вниз со скоростью около 300 км/час. У парашютиста до раскрытия купола скорость падения редко превышает 180 км/час. Шансов перевести машину в горизонтальный полет у экипажа не было.
Сваливание в штопор уже случалось с самолетами Ту-154. 7 декабря 1995 года под Хабаровском потерпел катастрофу борт 85164, летевший из Южно-Сахалинска. В Хабаровске самолет должен был сесть на дозаправку. Топливные баки самолета расположены в крыльях. По мере расходования топлива специальные насосы перекачивают горючее, чтобы центровка самолета не нарушилась. Экспертиза показала, что насосы оказались неисправны, и с полупустыми баками самолет завалился на борт с высоты 10 000 метров и вошел в штопор. Шансов спастись не было.
Нечто подобное вполне могло произойти с рейсом 612. В Санкт-Петербург самолет шел без дозаправки в Анапе. Значит, в баках, рассчитанных на 5 тысяч километров полета, оставалась ровно половина керосина. И если насосы для перекачки не работали, то в условиях турбулентности нарушение центровки могло сыграть роковую роль.
Читать дальше 
ссылки на правообладателя:www.kp.ru